joomla 1.6

YOU`re here:
PROGRES.IN.UA Развитие Развитие общества Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе
Decrease font size  Default font size  Increase font size 
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе
Рейтинг 3.6 из 5. Голосов: 23

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это, в общем, методы и технические устройства для информационных технологий на основе компьютерных сетей и приборов передачи информации.
Использование ИКТ на уроках - одно из основных направлений процесса информатизации, продиктован потребностями современного общества, в котором главным двигателем прогресса является индивидуальное развитие личности.

 

Основной целью всех инноваций в сфере образования является содействие переходу от механического усвоения учащимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания. Успешность решения этой задачи в значительной степени зависит от цели использования компьютера в учебном процессе, качества и возможностей программного обеспечения и от того, какое место займет компьютер в системе дидактических средств.
Введение информационно-коммуникационных технологий в школе - это не дань моде, а необходимость сегодняшнего, поскольку большинство детей знакомятся с компьютером гораздо раньше, чем это им может предложить школа. Ни для кого уже не является новостью необходимость широкого применения электронных средств обучения при изучении любого предмета.
Поэтому современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.
Учителю в его стремлении заинтересовать, сконцентрировать внимание учащихся на изучение своего предмета, чтобы урок был интересен ученикам, приходится осваивать новые методы изложения материала. Одним из методов и одновременно средством обучения являются ИКТ.
Мозг ребенка, который  настроен на получение інформации в форме развлекательных игр, гораздо легче воспринимает предложенный на уроке сведения с помощью средств мультимедиа. 
Уже давно доказано, что каждый ребенок по-разному воспринимает новые знания. Ранее учителям очень трудно было найти индивидуальный подход к каждому отдельному ученику. 
Теперь с использованием компьютерных и онлайн средств, школы получили возможность научить каждого ребенка за короткий промежуток времени понимать, преобразовывать и применять в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работала на уроке, видела плоды своего труда и мог их оценить. 
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Использование ИКТ в корне меняет характер педагогической деятельности. Введение ИКТ в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его теми средствами, которые позволяют решать разнообразные задачи.
Применение ИКТ не только осовременивает, но и обеспечивает новое качество обучения и преподавания, оптимизирует условия образовательного процесса и повышает его эффективность, а также обеспечивает осуществление основной социальной функции школы - «подготовку человека к полноценной жизнедеятельности в условиях современного общества».
Еще Я.А.Коменского в труде "Великая дидактика" писал: "... Все, что только можно, давать для восприятия чутьем, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, доступное осязательные - через прикосновение. Если любые предметы можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу воспринимаются несколькими чувствами ... "

 

Мультимедийные технологии являются одним из эффективных способов развития познавательной активности учащихся позволяющие сделать урок интересным, улучшить уровень наглядности учебного материала и повысить уровень знаний учащихся.
Сегодня, когда с появлением новейших технологий информационное пространство значительно расширился, когда подавляющее большинство учеников хорошо владеет компьютером, появилась возможность заинтересовать наших знакомых детей в обучении. Бесспорно, учащиеся заинтересованы, когда мотивированы и когда сами являются активными участниками этого процесса.
Одним из способов мотивации является привлечение учащихся к подготовке мультимедийных презентаций, такое задание активизирует самостоятельную проработку ими различных источников информации, повышает мотивацию учения, интерес к изучению предмета, создает атмосферу творчества.
Прекрасную возможность мотивировать детей дает такая педагогическая технология, как метод проектов. Это, конечно, не новое понятие в области образования. Просто с развитием ИК-технологий эта педагогическая идея обновилась. Проективные методики позволяют формировать разнообразные ученические компетентности, в частности уметь получить информацию, критически ее отбирать и самостоятельно решать задачи. Таким образом, учебный проект - это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы и сочетает учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или даже игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель.
Инновационные технологии позволяют соединить теорию с практикой, текстовый и наглядный материал, графические средства, видеоизображения, языковой и музыкальное сопровождение, создать представление реального окружения, общения. Они обеспечивают активную (вербальную и невербальную) деятельность учащихся в процессе обучения в школе, гибкость и варьирования тренировочных упражнений и видов контроля, актуализируют познавательную деятельность и развивают критическое и творческое мышление, расширяют возможности получения, осмысления и презентации информации, позволяют моделировать ситуации, в общем делать уроки привлекательными, более интересными для детей.
Использование ИКТ на уроках имеет преимущества их применения в учебно-воспитательном процессе в целом и на каждом конкретном уроке, что вызывает изменения организационных моментов, а именно:
• происходит экономия времени как урока, так и подготовки к нему ;
• появляется удобство в его проведении;
• объем и технологические возможности позволяют строить любые типы уроков и в большем объеме использовать различные виды учебной деятельности учащихся (в том числе и самостоятельной).
Возможно, кто возразит, что нельзя урок сводить только к использованию компьютера. Но об этом и не говорится. Конечно, живет, эмоциональное слово учителя никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Компьютер является лишь инструментом наравне с учебником и доской.
К наиболее эффективных форм представления материала на уроках следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти учащихся. Изложение учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет углубить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому.
Готовя презентацию, следует соблюдать общепринятые требования:
• каждый слайд должен отражать одну мысль ;
• текст должен состоять из коротких слов и простых предложений;
• строка содержит 6-8 слов, всего на слайде - 6-8 строк;
• общее количество слов на слайде не должен превышать 56;
• заголовки имеют привлекать внимание аудитории и обобщать основное положение слайда;
• слайды не следует подавать слишком яркими - лишние украшения только создают барьер на пути эффективной передачи информации;
• все слайды презентации выдерживать в одном стиле, в одной цветовой гамме;
• количество блоков информации при отображении статических данных на одном слайде не должно быть более четырех;
• подписи к иллюстрациям помещаются под ними, а не над ними;
• на слайде рекомендуется использовать не более 3-4-х различных шрифтов;
• максимальное количество слайдов - 12
Также одним из элементов, что дает возможность быстро и объективно оценить каждого ребенка , являются компьютерные тесты, которые могут показать, на что следует обратить внимание, оценить плоды своей деятельности.
Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле уровня знаний. Я использую ИКТ как при изучении нового материала, так и при закреплении, обобщении и систематизации изученного.
Таким образом, использование ИКТ на уроках позволяет учителю:
• наполнить уроки новым содержанием;
• развивать творческий подход к восприятию окружающего мира, любознательность учащихся;
• формировать элементы информационной культуры;
• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
• идти в ногу со временем.
ИКТ - один из путей повышения познавательной активности и преодоления неуспеваемости среди школьников. Поэтому с применением мультимедийных технологий мной был решен ряд основных задач:
• повышение уровня мотивации учения школьников;
• активизация познавательной деятельности учащихся;
развитие творческого мышления;
• развитие самостоятельного критического мышления;
• формирование умений работать с различными источниками информации;
• возможность сочетания визуальной и звуковой формы восприятия учебного материала;
• расширение количества восприятия учащимися информации;
• применение полученных знаний в новых ситуациях;
• эффективной тренировки усвоенных умений и навыков;
• автоматизированного контроля результатов обучения.

Считаю, что главная задача использования ИКТ в процессе обучения - повысить познавательный интерес к изучению предмета, эффективность его овладения школьниками как залог развития личности ученика в будущем.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Comments:

 

Авторизація


МультиВход
 

info@progres.in.ua

PROGRES.IN.UA Развитие Развитие общества Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе